Катастрофический рост осложнений БЦЖ-вакцинации в Украине

09.10.2011      Рубрика : Новости, Познай свой организм, Статьи      Комментарии: (4)

BCGvaccinationВ последние годы нами отмечено лавинообразное нарастание количества пациентов с поствакцинальными БЦЖ-осложнениями, что побудило к проведению анализа создавшейся ситуации…

БЦЖ – единственная имеющаяся сегодня в мире вакцина против туберкулеза, названная по именам разработавших ее в первой четверти прошлого века французов Альбера Кальметта и Камилла Герена (Bacillus Calmette-Guerin), основана на М. bovis – родственной микобактерии туберкулеза человека. В 2008 г. вакцине БЦЖ исполниось сто лет, и около ста миллионов детей получают ее ежегодно [2, 7].

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), иммунизацию вакциной БЦЖ считают одной из наиболее важных мер по предупреждению туберкулеза. Поскольку ранняя вакцинопрофилактика обеспечивает защиту от самых опасных клинических форм туберкулеза (молниеносная, туберкулезный менингит), ВОЗ считает, что все усилия должны быть направлены, прежде всего, на высокий охват прививками БЦЖ детей в раннем возрасте [4, 10, 11].

При применении вакцины БЦЖ в отдельных случаях возможно возникновение поствакцинальных осложнений, частота которых колеблется, по данным разных авторов, от 0,004 до 2,5% [2, 3, 6, 11].  Большинство осложнений после БЦЖ-вакцинаци проявляются поражением регионарных лимфатических узлов (подмышечных, надключичных, подключичных, шейных) с развитием специфического воспаления, характеризующегося наличием казеозного некроза и формированием «холодного» абсцесса. В последние годы отмечен числа рост диссеминированных форм в виде БЦЖ-оститов и генерализованных поражений [6, 8, 10].

В клинике детской хирургии имени проф.Н.Л.Куща за 6-летний период c 2005 по 2010 гг. находилось на лечении 173 ребенка с осложнениями после БЦЖ-вакцинации. Среди всех наблюдаемых пациентов у 9 (5,2%) возникли поствакцинальные БЦЖ-оститы, которые морфологически были идентичны костным туберкулёзным очагам (поражение ребер, грудино-реберного сочленения, малоберцовой кости и др.).

За исследуемый период отмечалось прогрессивное увеличение количества случаев осложнений БЦЖ-вакцинации. Среди 164 детей с поствакцинальными воспалительными изменениями лимфатических узлов и мягких тканей доминировали поражения подмышечной группы слева, реже процесс локализовался в плечевых, надключичных и подключичных лимфоузлах. Оперативное вмешательство выполнялось под общей анестезией. Оно заключалось в удалении конгломерата лимфоузлов, казеозной массы, петрификатов, гноевидного содержимого. Ткани ушивались до резиновой полоски, поставленной вглубь раны. В большинстве случаев комплексное лечение назначалось уже до операции, сразу после консультации фтизиатра. Оно включало противотуберкулезные препараты (изониазид, пиразинамид), общеукрепляющую, витамино- и иммунотерапию. Местно использовали раствор рифампицина, димексида, изониазидовую мазь. После снятия швов и верификации диагноза больные направлялись в областной туберкулезный диспансер для повторной консультации и коррекции схем лечения.

Результаты и обсуждениеКак указывалось выше, за 6-летний период (2005-2010 гг.) в нашей клинике находилось на лечении 173 ребенка с различными осложнениями БЦЖ-вакцинации. Удивительно, но практически такое же количество пациентов (174 ребенка) было оперировано за предшествующие анализируемому периоду 20 лет (1985-2004 гг.) [7]. То есть, если ранее в среднем в год в хирургическом отделении оперировалось 8-9 больных с данной патологией, то в последнее время их количество возросло до 28-29 наблюдений. Более того, продолжающийся 2011 год «обнадеживает» прогнозируемым увеличением темпов роста данной патологии. Параллельно увеличилась частота встречаемости поствакцинальных БЦЖ-поражений костей с 0,8 до 1,5 случаев в год [8]. 

BCG_complication

Следует обратить внимание на то, что резкое увеличение количества случаев осложнений БЦЖ-вакцинации впервые зарегистрировано нами в 2008 году (32 наблюдения). В 2009 было прооперировано уже 46 пациентов, а в 2010 – 71 (!!!). Учитывая тот факт, что подавляющее большинство БЦЖ осложнений регистрируется у детей в возрасте до 1 года, мы параллельно проанализировали количество новорожденных в Донецкой области в исследуемый период (рис.1). Колебания этого показателя составили от 35883 до 44394 родившихся детей в год. Минимальный уровень зарегистрирован в 2006, а максимальный – в 2008 году.  Сопоставляя вышеприведенные данные, мы расчитали минимальный показатель удельного веса осложнений БЦЖ-вакцинации (КMIN) при условии 100%-ного охвата родившихся детей прививочной кампанией (см.таблицу).

Удельный вес осложнений БЦЖ-вакцинации среди детей Донецкой области (2005-2010 гг.)

  Годы Всего:
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Кол-во осложнений 8 4 12 32 46 71 173
К-во родившихся детей 39327 35883 40560 44394 43373 41258 244795
КMIN (%) 0,02 0,01 0,03 0,07 0,11 0,17 0,07

Естественно, приведенные в таблице коэффициенты существенно занижены, так как далеко не все дети, родившиеся в исследуемый период, были привиты против туберкулеза. Помимо официально признанных противопоказаний к БЦЖ-вакцинации, увеличение количества непривитых детей в динамике было связано с ростом «популярности» отказов родителей от профилактических прививок вообще и БЦЖ – в частности.

Прививка БЦЖ считается технически трудной для выполнения, особенно у младенцев. Наиболее распространенными ошибками, которые могут привести к локальным осложнениям, являются: превышение дозировки и слишком глубокое, подкожное введение вакцины. В более ранних публикациях мы также акцентировали внимание на «чрезвычайной актуальности работы с медицинским персоналом по улучшению техники внутрикожного введения вакцины» [3, 7]. Однако, в настоящее время этот фактор похоже не является ведущей причиной прогрессивного роста числа поствакцинальных осложнений, который отмечен украинскими медиками с начала 2009 года.

В чем же причины этого всплеска осложнений противотуберкулезной вакцинации?

Как известно, существует несколько штаммов вакцины БЦЖ, которые при производстве препарата используют разные фирмы: английский, шведский, датский, российский. В соответствии с Приказом МЗ Украины №366 от 07.07.2008 г. регламентирован переход на клиническое использование в нашей стране БЦЖ SSI (Датский штамм) производства Государственного Серологического института (Копенгаген, Дания). До этого времени в нашей стране применяли вакцины БЦЖ и БЦЖ-М российского производства. Централизованным закупкам датской БЦЖ SSI предшествовал ряд публикаций в центральных медицинских изданиях и Интернете, обосновывающих высокую эффективность и преимущества данного препарата перед российскими и другими зарубежными выкцинами. 

В 2008 году датская и российская БЦЖ применялись параллельно. Многие дети, ввиду недостаточного количества вакцины, получили первую дозу датского препарата не в роддоме, а уже после выписки. Всплеска туберкулеза среди них не наблюдалось, чего нельзя сказать об осложнениях. И вот, уже в 2009 году появляются  публикации, опровергающие тезис о более высокой эффективности датской вакцины по сравнению с российской [5]. Если обратиться к историческим данным, то еще в 1994 году финские ученые, проанализировав частоту встречаемости лимфаденитов и остеитов при применении разных штаммов БЦЖ, установили, что датская вакцина является рекордсменом по числу возникновения поствакцинальных осложнений [12]. Более того, в 2005 году в Голландии у пяти пациентов с БЦЖ-лимфаденитами были выделены изониазид резистентные штаммы микобактерии [5]. В начале 2009 года «Центр иммунобиологических препаратов» опубликовал статистические данные о поствакцинальных реакциях и осложнениях за 2008 год: на 350000 доз датской БЦЖ пришлось 99 (0,028%) официально зарегистрированных осложнений, а на 250.000 доз российской вакцины – 28 (0,011%). Таким образом, датская БЦЖ оказалась более чем в 2,5 раза реактогеннее российского препарата. В последующем, результаты анализа осложнений в зависимости от производителя вакцин были изъяты с официального сайта «Центра иммунобиологических препаратов», где были размещены обобщенные данные. Сопоставляя приведенные выше показатели с собственными, напрашивается вывод, что даже расчитанные нами минимальные значения по Донецкому региону в 2008 году существенно превышают официально опубликованные данные (КMIN = 0,07%).  

Выводы.

1) Основной причиной прогрессивного увеличения количества осложнений БЦЖ-вакцинации является переход на клиническое применение в нашей стране вакцины БЦЖ SSI (Датский штамм), которая является более реактогенной по сравнению с российскими аналогами.

2) Возможным путем для стабилизации ситуации и контролируемого уменьшения количества осложнений БЦЖ-вакцинации является пересмотр технических моментов, среди которых наиболее значимыми являются: изменение места введения вакцины, индивидуальный подход при определении дозы, тщательный учет противопоказаний, а также строгое соблюдение техники внутрикожного введения.

Список литературы:

1. Гошко Г.В., Вернигора І.П. Кістково-суглобовий туберкульоз (сучасний стан проблеми) // Ортопедия, травматология и протезирование. – 1999. – № 4. – С. 5-42.

2. Делягин В.М., Гаврилов А.А., Сосюра В.Х. и др. Туберкулез как общепедиатрическая проблема // Лечащий врач. – 1999. – № 2-3. – С. 30-37.

3. Журило И.П., Литовка В.К., Москаленко В.З. и др. Хирургическое лечение лимфаденопатий у детей // Клінічна хірургія. – 1997. – № 7-8. – С. 54-57.

4. Закирова Н.Р. Осложнения после вакцинации и ревакцинации БЦЖ у детей на территории России: Автореф. дисс. канд. мед. наук. – М., 1998. – 20 с.

5. Костроміна В.П., Летц О.Ю. Ефективність первинної вакцинації та ревакцинації вакциною БЦЖ штаму BCG-1 Росія // Український пульмонологічний журнал. – 2009. – №1. – С.25-28).

6. Леви Д.Т., Аксенова В.А., Закирова Н.Р., Александрова Н.В. Вакцинация БЦЖ: характеристика препаратов и причина поствакцинальных осложнений // Проблемы туберкулеза. – 1999. – № 4. – С. 4-7.

7. Литовка В.К., Грона В.Н., Журило И.П. и др. Проблема поствакцинальных БЦЖ-осложнений у детей // Хірургія дитячого віку. – 2006. – Т.III, №4. – С.26-30.

8. Москаленко В.З., Литовка В.К., Журило И.П. и др. Поствакцинальные БЦЖ поражения костей у детей // Травма. – 2006. ? № 7. – С. 138-141.

9. Соловьев А.Е., Пасхина В.А., Шалтаф А.М. Туберкулез ребер у детей раннего возраста // Детская хирургия. – 2003. – № 2. – С. 26-28.

10. Фомичева Н.И., Хижняк Т.А., Дышко М.В. и др. Проблемы дифференциальной диагностики осложнений вакцинации БЦЖ // Проблемы туберкулеза. – 2004. – № 5. – С. 14-16.

11. Haas W., Bremer H.J. Tulberkulose bei Kindern und Julgendlichen // Monatsschr. Kinderheilkulnde. – 1995. – Bd. 143., № 1. – ss. 69-83.

12. Kr?ger L., Brander E., Korppi M. et al. Osteitis after newborn vaccination with three different Bacillus Calmette-Gu?rin vaccines: twenty-nine years of experience// Pediatr. Infect. Dis. J. – 1994. – T.13, N2. – P. 113-116.

Комментарии: (4)

Спасибо,Вам большое за информацию,ведь сейчас очень тяжело найти правдивую и адекватную информацию о прививании деток.

Очень актуально для нашей семьи. У младшего сына регионарный лимфаденит, осложнение после БЦЖ. И как раз привит он датской вакциной. А в палате роддома все радовались, что прививают не российской, а датской вакциной. Вроде как она качественней.

К настоящему моменту количество больных с данной патологией уменьшилось, ведь с февраля 2012 года использование Датской вакцины БЦЖ в нашей стране официально запрещено.

Очень интересно. Нас именно в феврале 2012 года прививали.

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree