На все времена. Темной стороне Луны – 45!!!

25.03.2018      Рубрика : Невыдуманные истории, Новости, Очерки      Комментарии: (0)

Очередной юбилей в музыкальном мире.

24 марта 2018 года исполнилось 45 лет с момента выхода восьмого студийного альбома британской рок-группы Pink Floyd «The Dark Side of the Moon» (Темная сторона Луны). Это самый успешный альбом группы, сделавший ее явлением мирового масштаба. В мировой истории звукозаписи «The Dark Side of the Moon» - второй по объемам продаж продукт. Количество проданных экземпляров к настоящему времени почти достигло 50 млн. Все это подтверждает уникальность явления и значимость события под названием «Темная сторона Луны»…

Как это было. Запись альбома осуществлялась довольно долго, в период с июня 1972 по январь 1973 года в студии компании EMI Abbey Road в Лондоне. В создании музыки принимали участие все музыканты группы, а тексты к песням писал Роджер Уотерс. Возможности звукозаписывающей техники начала 1970-х годов были несравнимы с нынешними, однако, на тот момент был использован весь существующий потенциал (мультитрекинг, аналоговые синтезаторы, различные эффекты с магнитными записями и т.д.).

В качестве звукоинженера проекта был приглашен Алан Парсонс. Его удивительный талант и безграничная фантазия стали весьма существенными компонентами итогового звучания «The Dark Side of the Moon». Благодаря использованию нового 24-дорожечного звукозаписывающего оборудования на студии Abbey Road, альбом установил новые стандарты звучания и на долгие годы стал эталоном качества. В частности, «The Dark Side of the Moon» стал одним из самых авторитетных тестовых дисков для оценки качества hi-fi стереоаппаратуры в 1970-х годах. В итоге Алан Парсонс получил премию Грэмми в номинации «За лучшую технику записи альбома». В последующем он, уже в качестве исполнителя, выпустил целый ряд собственных альбомов, среди которых такие шедевры, как «Я робот» и «Пирамида».

В процессе работы над альбомом Роджер Уотерс реализовал идею – связать имеющиеся музыкальные наработки в рамках общей музыкальной истории. За основу он предложил взять те явления современной жизни, которые наиболее сильно влияют на психику человека и сводят его с ума. Роджер имел в виду прессинг, который ощущала группа в первые годы существования, а также проблемы с психикой, возникшие у бывшего лидера Pink Floyd Сида Баррета. Все музыканты активно участвовали в обсуждении. В итоге был составлен список наиболее значимых факторов: изматывающий темп работы, длительные поездки, боязнь полётов, соблазн денег, страх смерти, умственное напряжение и т.д. Впервые тексты для всех песен альбома было доверено написать одному участнику группы, Роджеру Уотерсу (даже для тех тем, в которых он не был автором музыки).

Немного о звуковых эффектах, использованных при записи альбома. Наиболее яркая в этом плане песня «Money», которая открывает вторую сторону пластинки. Звон монет Ник Мейсон и Роджер Уотерс первоначально записали в домашних условиях, после чего доработали первичку в студии. Ник поработал с монетами, которые были нанизаны на нить. Роджер крутил монеты в чашке. Звук рвущейся бумаги музыканты воспроизвели уже в студии. В итоге из фонотеки EMI подобрали только «открывающиеся кассовые аппараты». Каждый из звуковых фрагментов на магнитофонных плёнках отмерялся линейкой, вырезался и затем склеивался так, чтобы звуки точно совпадали с ритмом темы.

Теперь о названии альбома, которое со временем стало нарицательным. Говорим «The Dark Side of the Moon» – подразумеваем Pink Floyd и наоборот. Не все так просто… 

Когда музыканты решили назвать альбом «The Dark Side of the Moon» обнаружилось, что пластинку с таким же названием уже выпустила группа Medecine Head. Это было серьезным разочарованием. Пришлось срочно поменять название  на Eclipse («Затмение»). К «счастью», выход диска от Medicine Head остался незамеченным и Pink Floyd вернулся к первоначальному варианту в сентябре 1972 года.

Все композиции альбома «The Dark Side of the Moon» Роджер Уотерс объединил в историю жизни доведённого до сумасшествия молодого человека. Каждая тема – фрагмент повествования. Вот их краткая характеристика и ссылки для прослушивания:

«Breathe» («Дыши») отражает этап начала жизни героя и ассоциированные с этим периодом проблемы социальной адаптации.

02. Breathe (In The Air)

«On the Run» («Бегство») выражение «страха перед полётами» и квинтэссенция состояния паранойи.

03. On The Run

В «Time» («Время») звучит страх приближения старости на фоне пробегающей мимо жизни.

04. Time

«The Great Gig in the Sky» («Великое шоу в небесах») по замыслу музыкантов отражает отношение героя к смерти.

05. The Great Gig In The Sky

«Money» («Деньги») – высмеивает человеческую жадность.

06. Money

«Us and Them» («Мы и они») – антивоенный призыв. Дело в том, что Роджер Уотерс писал текст песни, размышляя о судьбе погибшего на войне отца.

07. Us & Them

«Brain Damage» («Повреждение мозга») – появящена психической нестабильности, неизбежно возникающей на почве избытка популярности и успешности.

09. Brain Damage

«Eclipse» подводит итог повествования, несколько сглаживает острые углы и вносит оптимистические нотки надежды!

10. Eclipse

Несколько слов хотелось сказать об оформлении альбома. Авторы обложки – С.Торгенсон и О.Пауэлл - ведущие сотрудники дизайн-студии Hipgnosis. Они предложили музыкантам Pink Floyd семь различных макетов оформления. Ребята единогласно выбрали изображение пирамидальной призмы, превращающей белый луч в радугу. Торгерсон был очень удивлён мгновенно прошедшей презентации и сказал по этому поводу: «Они пришли, переглянулись, покивали друг другу и сказали – вот это!». На внутренней части разворота альбома изображена звуковая волна биения сердца. Прохождение луча света сквозь призму на лицевой части демонстрирует явление дисперсии. На обратной стороне изображена конвергенция спектра через перевёрнутую призму. Таким образом, замкнутое кольцо оптического эффекта символизирует бесконечность и отражает концепцию идеи альбома.

По сложившейся у Pink Floyd традиции на обложку не были вынесены ни название группы, ни название альбома. С другой стороны, на внутренней части конверта впервые были напечатаны все тексты песен. На развороте альбома были размещены фотографии египетских пирамид - космическая версия призмы. Специалисты Hipgnosis предпочитали избегать фотомонтажа – они съездили в Египет и сняли пирамиды ночью, при полной луне. Для того, чтобы цена на альбом не стала высокой из-за дорогого оформления, музыканты согласились на меньший гонорар. Впоследствии Сторм Торгерсон высказался по этому поводу: «Это было время, когда обложки действительно что-то значили. Это был подарок для поклонников». 

Альбом находился в числе сорока лучших в американском хит-параде на протяжении 15 месяцев. В Великобритании впереди  «The Dark Side of the Moon» оказался лишь Элис Купер со знаменитым «Billion Dollar Babies». «The Dark Side…» не покидал британский Top 40 с 1973 по 1978 год. По данным на 2013 год, тираж альбома превысил 45 млн экземпляров. Утверждается, что экземпляр «The Dark Side of the Moon» имеется в каждой четвёртой британской семье.

Итак, подведем итоги. Кому мир обязан радостью обладания «The Dark Side of the Moon»?

Pink Floyd

Роджер Уотерс - вокал, бас-гитара, синтезатор VSC3, звуковые эффекты;

Дэвид Гилмор - вокал, гитара, синтезатор VSC;

Рик Райт - вокал, клавишные, синтезатор VSC3;

Ник Мэйсон – ударные, звуковые эффекты;

Приглашённые участники

Дик Перри - саксофон («Us and Them» и «Money»);

Клэр Торри - вокализ («The Great Gig in the Sky»);

Дорис Трой, Лэсли Дункан, Лиза Страйк, Барри Сент Джон - бэк-вокал.

Звукозапись

Алан Парсонс - звукоинженер;

Питер Джеймс - помощник звукоинженера;

Крис Томас – консультант по сведению;

Дизайн (студия Hipgnosis)

Сторм Торгерсон - дизайн юбилейных изданий;

Джордж Харди - иллюстрации, оформление обложки;

Джилл Фурмановски - фотографии;

Дэвид Синклер - примечания к переизданию компакт-диска.

 

Оставить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree